Доктор Spam
Компания, 31.05.2004И что удивительно: не видно хотя бы попытки объективно разобраться в новом явлении. Попробую взять на себя априори неблагодарную роль. Хочу сразу оговориться, что ежедневно получаю от 50 до 150 «писем счастья». И вместе со всеми испытываю не самые светлые эмоции, удаляя кучи ненужных писем, опасаясь случайно стереть важное.
Итак, в чем же суть предъявляемых претензий?
Во-первых, спам — это безадресная рассылка, то есть ее никто не заказывал. Это действительно так. Но разве телевизионную, радио — , печатную или наружную рекламу кто-то заказывал?
Во-вторых, спам стоит денег получателю, так как последний вынужден оплачивать Интернет-трафик и работу компьютерной техники. Однако и тут можно спросить: а разве сотни миллионов людей во всем мире не оплачивают электроэнергию во время трансляций теле — и радиорекламы?
В-третьих, значительная часть спама не соответствует действительности или прямо обманывает потребителей. Но ведь, доверившись традиционной рекламе, покупатель также рискует приобрести несоответствующий обещаниям товар.
Крупнейшие Интернет-провайдеры объявляют о новых антиспамовых фильтрах. Дело дошло до того, что, по некоторым оценкам, каждое восьмое «нормальное» письмо не доходит до адресата из-за антиспамовых программ. Однако кустари-одиночки, коими по сути являются спамеры, придумывают все новые пути обхода этих систем. Почему это возможно? Потому что законы рынка на их стороне. Продавец вынужден искать способы максимально дешевой и эффективной рекламы. Отклик на спам невелик: единицы на тысячу писем. Но каким еще рекламным инструментом вы сможете за $500 разослать сообщения 5 000 000 человек?
Почему же во всем мире никто не выпускает антирекламные приставки для телевизоров? Технически эта задача решается элементарно: необходимо отслеживать автоматическое повышение уровня громкости и ключевые слова и переключать каналы. Люди так устали от навязчивой рекламы, что будут покупать по два таких устройства на один телевизор. Однако таких приставок нет. Почему? Пусть читатель сам ответит на этот вопрос.
Что же в сухом остатке? Спам — это полноправный инструмент рекламы со всеми присущими ей достоинствами и недостатками. Кроме того, в некоторых видах продаж ему практически нет альтернатив. Попробуйте за те же деньги достучаться до потенциального клиента, портрет которого не известен.
За возгласами раздражения, вызванными спамом, не слышны голоса тех, кому он адресован. Миллионы людей во всем мире совершают покупки, пользуясь этими рассылками. По некоторым оценкам, объем сделок составляет десятки миллиардов долларов в год.
Рискну сделать вывод, что по эффективности, если понимать под этим стоимость отклика, спам — это один из самых лучших способов массовых рекламных коммуникаций. И чем быстрее он займет достойное место среди инструментов рекламы, тем интенсивнее будут развиваться целые отрасли бизнеса.