Миссия — невыполнимо
В последнее время в маркетинге и менеджменте вошло в моду изобретать надуманные концепции, абстрактные цели, неработающие на практике методы. О некоторых из них (SWOT-анализ и Жизненный цикл товара) я уже писал.
Еще одним весьма странным, на мой взгляд, изобретением последних лет в области маркетинга и менеджмента является Миссия компании.
Вы будете смеяться, но… Один консультант исследовал банкротство компании – лидера в своей отрасли, и пришел к «гениальному» выводу: печальный финал настал потому, что компания достигла всех поставленных целей, ей не к чему было стремиться и она разорилась. (Естественно, что к другому выводу он просто не мог прийти: кто же ему покажет настоящую финансовую отчетность, раскроет информацию о клиентах, продуктах и конкурентах.) И вот мир «осчастливлен» идеей «миссии компании»: у вас должна быть априори недостижимая цель.
Ну да, ну да… Интересно, а у «Пармалата» и «Энрона» миссии были? Не знаю, но думаю, что были. У «Артура Андерсена» миссия точно была, ее просто не могло не быть. Им всем она не помогла. Интересно, а когда эти компании создавались, развивались, превращаясь в крупнейшие мировые корпорации, были ли у них миссии? Думаю, что нет! Значит, миссия не является необходимой для процветания, и не спасает от банкротства. Тогда зачем она вообще нужна?
Честно говоря, мне ни разу не приходилось сталкиваться с ситуацией, в которой компании утратили рыночные позиции из-за того, что у них не было миссии. Иногда люди устают, иногда им это надоедает, иногда они заработали столько денег, сколько хотят, иногда они предпочитают отдыхать оставшиеся годы. Но вряд ли в их банкротстве повинно отсутствие миссии.
Тем не менее, консультанты стали предлагать подход, основанный на том, что вы должны поставить себе априори, изначально недостижимую цель. И построить корпоративную культуру таким образом, чтобы каждый сотрудник прикладывал усилия для достижения данной миссии. Особенно интересно выглядят миссии разных компаний. Могу вам предложить увлекательную игру. Возьмите наугад миссию той или иной компании, и предложите своему коллеге угадать отрасль, в которой данная компания работает. Чаще всего, идет речь об интересах акционеров, клиентов, поставщиков, потребителей, покупателей и так далее. Назовите хотя бы одну компанию, которая может себе позволить не учитывать все эти интересы, всех основных групп должностных или частных лиц.
Если после всего сказанного, вы еще продолжаете верить в необходимость миссии, вот бесплатно лучшая формулировка миссии – 100% вашего рынка. (Как получите 100% рынка, так заодно и его емкость узнаете. Два в одном!) Задача вполне недостижимая, вполне конкретная, вполне измеряемая и так далее. И гоните в шею любых консультантов, которые вам предлагают или навязывают создание, написание миссии. «Как у вас еще нет миссии? Боже мой, как же развивается ваш бизнес?! Вы в опасности». Гоните их в шею. Поставьте задачу — 100% рынка. И будет вам счастье.